Разное
На все времена
Об этих книгах хочется говорить долго и подробно. Краткая информация о них уже недавно появлялась в цикле "Киши для практиков". Речь идет о работах, вышедших из-под пера М.Г. Гинцбурга.
Передо мной лежат четыре издания в общем-то одного и того же труда под названием "Эксплуатация и ремонт мотоциклов". Название могло незначительно варьироваться, но суть оста* валась неизменной — познакомить читателя с различными сторонами необъятного понятия "мотоцикл". Первая книга появилась в 1951 году, последняя — пятнадцать лет спустя (два первых издания были созданы совместно с СМ. Павловым). Изменения внутреннего содержания касались в основном техники, используемой для конкретных примеров, причем во все времена основной упор делался на массовые мотоциклы, в большом количестве находившиеся в эксплуатации у советских граждан. В последнем издании речь шла уже и о технике, поставлявшейся к нам ИЗ братских социалистических стран (кстати, оно проиллюстрировано забавными шаржированными рисунками, которые весьма оживляют сугубо технический текст).
Передняя подвеска для эндуро
Садясь за руль какого-нибудь "японца", будь то кроссовая "Хонда CR" или дорожник "Ямаха TDM 850", невольно обращаешь внимание на мягкость работы подвесок. Обеспечивается это качество множеством регулировок прямого и обратного хода. Можно настроить амортизаторы, сообразуясь со своими понятиями о комфорте и с
сооственными физическими данными. Кроме получаемого от поездки удовольствия, еще и безопасность повышается. Мотоцикл уверенно держит дорогу на скорости, подвеска "глотает" неровности и гасит опасные колебания. Так должно быть, и так бывает почти всегда. Но если имеешь дело с "секонд хэндом", то случается наблюдать и другое. На ином мотоцикле так просели пружины, что при торможении он клюет носом как пикирующий бомбардировщик, а недостаток масла в амортизаторах превращает его на кочках в дикого мустанга.
ПБС ПО-МОТОЦИКЛЕТНОМУ
На современных скоростных автомобилях стала распространенной такая хитрая штука, как противобуксовочная система (ПБС). В противоположность антиблокировочной тормозной системе (АБС), которая вступает в действие при торможении и следит за тем, чтобы колеса не блокировались (т.е. не скользили по дорожной поверхности), ПБС. выполняя ту же в принципе задачу (отсутствие скольжения), работает при наборе скорости. Ведь современный двигатель с легкостью срывает колеса в пробуксовку — на хорошем асфальте это грозит лишь ускоренным износом шин, а вот на скользкой поверхности чревато потерей управляемости.
Бой на высоте
Тысяча "кубиков" считаются ныне верх¬ним пределом, отделяющим истинный спортбайк от машин тоже очень мощных и динамичных, но все же относящихся ско¬рее к категории "спортивно-туристиче¬ских". Не так давно эта граница пролегала на рубеже "750 куб. см", но с дебютом в конце 1991 года знаменитой "Хонды CBR900RR Flreblade", сочетавшей 900-ку-бовый мотор с компактностью 600-кубовой машины, мир был вынужден пересмо¬треть традиционные 'воззрения. Альянс мощности и управляемости оказался исключительно удачным — все эти годы "Ог¬ненное Лезвие" (так переводится с анг¬лийского "Rreblade") входит в хит-парады мотоциклетного рынка европейских стран, заставляя соперников с завистью смотреть на свои успехи. Нельзя сказать, что те не старались противопоставить "Хонде" свои 900-кубовые или 1000-кубо-вые машины, но добиться такого сочетания спортбайковских качеств до сих пор не удавалось никому.