На все времена

Об этих книгах хочется говорить долго и подробно. Краткая информа­ция о них уже недавно появлялась в цикле "Киши для практиков". Речь идет о работах, вышедших из-под пера М.Г. Гинцбурга.

Передо мной лежат четыре издания в общем-то одного и того же труда под названием "Эксплуатация и ремонт мотоциклов". Название могло незна­чительно варьироваться, но суть оста* валась неизменной — познакомить чи­тателя с различными сторонами не­объятного понятия "мотоцикл". Пер­вая книга появилась в 1951 году, пос­ледняя — пятнадцать лет спустя (два первых издания были созданы совме­стно с СМ. Павловым). Изменения внутреннего содержания касались в основном техники, используемой для конкретных примеров, причем во все времена основной упор делался на массовые мотоциклы, в большом ко­личестве находившиеся в эксплуата­ции у советских граждан. В последнем издании речь шла уже и о технике, по­ставлявшейся к нам ИЗ братских соци­алистических стран (кстати, оно про­иллюстрировано забавными шаржи­рованными рисунками, которые весь­ма оживляют сугубо технический текст).

Несомненным достоинством книг следует считать избранную автором методику подачи материала. В отли­чие от современной литературы, по­строенной по принципу "данный агре­гат такого-то мотоцикла функциони­рует следующим образом", работы Гинцбурга представляют собой крат­кое изложение (сделанное, кстати, прекрасным русским языком!) общих принципов работы различных узлов и агрегатов, которые затем иллюстри­руются конкретными практическими примерами. Встречаются также опи­сания специальных узлов — например. спортивных двигателей или трансмис­сии мотоциклов повышенной проходи мости времен войны - что называется, для общего развития читателя.

Наибольший интерес, как мне ка­жется,  представляет второе издание книги, вышедшее в свет в 1956 году, и не только оттого, что там помещены рекомендации по обслуживанию неко­торых довоенных моделей фирмы "БМВ" (что само по себе греет сердце любого "антнкварщика"). Просто весь труд объемом в 430 страниц (самый массивный из "четверки") представля­ет собой неисчерпаемую кладезь раз­личных советов, рекомендаций и вся­ких мотоциклетных премудростей, многие из которых на все времена, что будет существовать мотоцикл, сохра­нят свою актуальность.

Я иногда задумывался — как полу­чилось, что именно издание 1956 года оказалось столь интересным, разно­сторонним, свободным от каких-либо патриотических догм и, прямо говоря, полезным? Объясняется это, очевид­но, самим временем конца пятидеся­тых годов, когда стало возможным многое, что до того момента открыто запрещалось, а в шестидесятые годы ненавязчиво "не рекомендовалось"...

Заслуживает внимания сама струк­тура книги. В отличие от более позд­них вариаций, построенных по при­вычной нам схеме изложения (двига­тель, трансмиссия, электрооборудова­ние, ходовая часть), здесь все матери­алы подобраны в следующей последо­вательности:

1.Вводная часть.

2.Инструменты, запасные части и
эксплуатационные материалы.

Неисправности мотоцикла и их уст­ранение.

Основные ремонтные операции.

Подготовка мотоцикла для занятий спортом.

Думаю, со мной согласятся многие читатели — появись такое издание се­годня в продаже, ему цены не будет. Остается пожалеть о том, что ре­принтный выпуск практически невоз­можен, и позавидовать тем. кто имеет доступ к любой из книг Матвея Григорьевича Гинцбурга.



Tatarstan.Net - все сайты Татарстана

Поделиться с друзьями