На все времена
Об этих книгах хочется говорить долго и подробно. Краткая информация о них уже недавно появлялась в цикле "Киши для практиков". Речь идет о работах, вышедших из-под пера М.Г. Гинцбурга.
Передо мной лежат четыре издания в общем-то одного и того же труда под названием "Эксплуатация и ремонт мотоциклов". Название могло незначительно варьироваться, но суть оста* валась неизменной — познакомить читателя с различными сторонами необъятного понятия "мотоцикл". Первая книга появилась в 1951 году, последняя — пятнадцать лет спустя (два первых издания были созданы совместно с СМ. Павловым). Изменения внутреннего содержания касались в основном техники, используемой для конкретных примеров, причем во все времена основной упор делался на массовые мотоциклы, в большом количестве находившиеся в эксплуатации у советских граждан. В последнем издании речь шла уже и о технике, поставлявшейся к нам ИЗ братских социалистических стран (кстати, оно проиллюстрировано забавными шаржированными рисунками, которые весьма оживляют сугубо технический текст).
Несомненным достоинством книг следует считать избранную автором методику подачи материала. В отличие от современной литературы, построенной по принципу "данный агрегат такого-то мотоцикла функционирует следующим образом", работы Гинцбурга представляют собой краткое изложение (сделанное, кстати, прекрасным русским языком!) общих принципов работы различных узлов и агрегатов, которые затем иллюстрируются конкретными практическими примерами. Встречаются также описания специальных узлов — например. спортивных двигателей или трансмиссии мотоциклов повышенной проходи мости времен войны - что называется, для общего развития читателя.
Наибольший интерес, как мне кажется, представляет второе издание книги, вышедшее в свет в 1956 году, и не только оттого, что там помещены рекомендации по обслуживанию некоторых довоенных моделей фирмы "БМВ" (что само по себе греет сердце любого "антнкварщика"). Просто весь труд объемом в 430 страниц (самый массивный из "четверки") представляет собой неисчерпаемую кладезь различных советов, рекомендаций и всяких мотоциклетных премудростей, многие из которых на все времена, что будет существовать мотоцикл, сохранят свою актуальность.
Я иногда задумывался — как получилось, что именно издание 1956 года оказалось столь интересным, разносторонним, свободным от каких-либо патриотических догм и, прямо говоря, полезным? Объясняется это, очевидно, самим временем конца пятидесятых годов, когда стало возможным многое, что до того момента открыто запрещалось, а в шестидесятые годы ненавязчиво "не рекомендовалось"...
Заслуживает внимания сама структура книги. В отличие от более поздних вариаций, построенных по привычной нам схеме изложения (двигатель, трансмиссия, электрооборудование, ходовая часть), здесь все материалы подобраны в следующей последовательности:
1.Вводная часть.
2.Инструменты, запасные части и
эксплуатационные материалы.
Неисправности мотоцикла и их устранение.
Основные ремонтные операции.
Подготовка мотоцикла для занятий спортом.
Думаю, со мной согласятся многие читатели — появись такое издание сегодня в продаже, ему цены не будет. Остается пожалеть о том, что репринтный выпуск практически невозможен, и позавидовать тем. кто имеет доступ к любой из книг Матвея Григорьевича Гинцбурга.
- 01/05/2012 20:19 - ПОКРЫШКИ ИЛИ ШИШКИ
- 01/05/2012 20:14 - Секреты испанского долголетия
- 01/05/2012 20:11 - Падение границ
- 30/04/2012 23:42 - BMW в России
- 09/04/2012 19:52 - Мотосекция автодора
- 01/04/2012 17:04 - Передняя подвеска для эндуро
- 20/03/2012 21:51 - ПБС ПО-МОТОЦИКЛЕТНОМУ
- 20/03/2012 21:39 - Бой на высоте
- 04/10/2011 16:00 - Держи голову в тепле