ПБС ПО-МОТОЦИКЛЕТНОМУ

На современных скоростных автомоби­лях стала распространенной такая хи­трая штука, как противобуксовочная система (ПБС). В противоположность антиблокировочной тормозной системе (АБС), которая вступает в действие при тор­можении и следит за тем, чтобы колеса не блокировались (т.е. не скользили по дорож­ной поверхности), ПБС. выполняя ту же в принципе задачу (отсутствие скольжения), работает при наборе скорости. Ведь совре­менный двигатель с легкостью срывает ко­леса в пробуксовку — на хорошем асфальте это грозит лишь ускоренным износом шин, а вот на скользкой поверхности чревато поте­рей управляемости.

ПБС автомобильного типа работает, срав­нивая скорость вращения передних и задних колес (при этом используются те же колес­ные датчики, что и в АБС). Обнаружив, что скорость ведущих колес вдруг стала значи­тельно превышать скорость ведомых, она подает команду двигателю на снижение обо­ротов. пока эти скорости не уравняются. В принципе, нет ничего препятствующего пе­реносу этой системы в том же виде и на мо­тоцикл, но вот беда — если системы впрыска топлива сделали привычной "электронную" связь между педалью газа и подачей возду­ха и топлива, в которую ничего не стоит вме шаться бортовому компьютеру автомобиля, то на мотоциклах до сих пор царят карбюра­торы с жесткой механической связью между рукояткой газа и дроссельной заслонкой. И тогда мотоциклетные инженеры вспомнили о другом способе управления оборотами двигателя — между прочим, еще более древнем, чем посредством карбюратора.

Вот как работает ПБС на японском мото­цикле "Ямаха DT230 Lanza", дебютировав­шем в январе 1997 года. "Lanza" — из тех мотоциклов двойного назначения, которые недалеко ушли от чистокровных спортив­ных эндуро: 230-кубовый одноцилиндровый двухтактный двигатель развивает макси­мальную мощность 40 л.с. при 8500 об/мин, при том что вся машина весит всего 114 кг! Как видите, заставить заднее колесо бес­помощно буксовать на мягком грунте — со­всем не проблема. Автомобильный же спо­соб борьбы с буксованием совсем не подхо­дит — мало что стоит карбюратор, жестко связанный тросом с ручкой газа, так еще и в помине нет никакой АБС, датчиками кото­рой можно было бы воспользоваться. Но выход был найден: 8-битовый микропроцес­сор отслеживает обороты двигателя, и ес­ли он пришел к выводу, что они возрастают слишком быстро (то есть заднее колесо по­теряло сцепление с земной поверхностью). то дает команду... на изменение опереже­ния зажигания (которое всецело в элек­тронной власти). Опережение зажигания резко падает, а вслед за ним — и мощность и обороты двигателя. Сцепление с дорогой восстанавливается.

Неизвестно, поможет ли эта система вы­браться из заполненной жидкой глиной ло­вушки (срабатывает она в диапазоне оборо­тов от 3500 до 8500 об/мин), но при попада­нии колеса на скользкие участки трассы она должна эффективно помогать водителю. По крайней мере, злейший конкурент "Яма-хи" — компания "Хонда" — применила очень похожую ПБС на своей модели "CRM250R" (имеющей примерно те же параметры, что и "Ямаха Lanza").


Новые статьи:
Старые статьи:



Tatarstan.Net - все сайты Татарстана

Поделиться с друзьями