США - родина слонов

Давным-давно, в 40-50-е годы, жи­ли-были байкеры (живут, вообще-то говоря, и сейчас, да не про то речь). Запыленные, пропахшие бензином и пивом, и с кулаками, наби­тыми о медные лбы всяческих бюрге­ров (или как их там в Америке кличут?). И были у них мотоциклы. А какие у них были мотоциклы? Понятное дело, луч­шие в мире! Верхом совершенства счи­тались англичане - всякие там 'Триум­фы", "Нортоны" и прочие "BSA". Лишнее тому подтверждение - культовый фильм того времени "Дикарь" ("The Wild One"). Главный герой (в исполнении Марлона Брандо) - на "Триумфе". Да и спутники его тоже блюдут верность британской короне (в кадрах мелькает даже внедорожный "Матчлесс"), даром что американцы.

Правда, временами в кадре появ­ляются и "Харлеи". Убогие-преубогие, облезлые, как кот, искупавшийся в ки­пятке. Блин, а чему тут удивляться? Кому он нужен, этот Васька, пардонь-те, сверкающий лаком "Харлей"! Ну не могли (да не могут и поныне) "Харлеи" ездить быстро, а потому не позволяли они владельцу лихо маневрировать в колонне или в толпе томных "Шеви" и "Кэдди". Байкеры же того времени еще не имели обычая отращивать брюхо и наедать рыло. Им надо было другое -с ревом, с треском, да на заднем коле­се устраивать "беспорядки местного значения, плавно переходящие во все­ленский дебош". Правда, был у "Хали" один плюс: их на свалках валялось -что грязи. Ну не покупало их населе­ние - и все тут, и ремонтировать не желало. Предложение явно превыша­ло спрос, что не могло не сказаться на стоимости: бери за бесценок (или во­обще на халяву) - и езди. Что для юно­го тусовщика - благо: а откуда у него деньги, тем более на дорогущий но­венький "Нортон"! И пошло-поехало. Взял "янки-танка" на мотопомойке, при­вел его в состояние движимости, а ко­гда в кармане захрустят грины (ну, там, сопрешь чего или на травке зара­ботаешь) - вперед, за переделку "же­лезного коня". Можно поменять руль, а можно переделать всю ходовую, как это было наглядно продемонстрирова­но в фильме конца 60-х "Бесшабашный наездник" ("The Easy Ryder"), подняв­шему девятый вал чопперостроения.

Но все это байкерское безобразие никоим боком не касалось самого заво­да из Спрингфилда (штат Милуоки), ис­правно производившего, смешно ска­зать, 5-10 тысяч мотоциклов в год. Ес­ли бы в начале 70-х "H.-D." не выдал на гора модель "Super Glide", в которой усердно скопированы байкерские само­делки. возможно, американское мотастроение так и исчезло бы с лица зем­ли. Тем более, что британских конку­рентов сменили японские, которые превосходили "Харлеи" не только по ез­довым качествам, но и по надежности.

Надо сказать, что качество "насто­ящей Америки" к тому времени ухуд­шилось донельзя. А кому охота возить­ся в забарахлившем железе? Ездить хочется, а не копаться, да и на питье пива тоже время нужно!

Вот и влачил завод жалкое суще­ствование... Пролетели 70-е. ознаме­нованные бурным ростом интереса к мотоциклу как средству отдыха, нача­лись практичные до скупости 80-е. Экономический кризис, падение про­даж... Казалось бы. все - ку-ку, завод на грани закрытия - приехали, господа хорошие.

И тут случился переворот. Ярый апологет ура-патриотизма, бывшая ки­нозвезда, а тогда - президент США Рональд Рейган выступил в защиту американской мотоциклетной марки. И ладно бы дело ограничилось политиче­ским трепом - тут же были введены ограничения на импорт японских мото­циклов объемом свыше 700 кубов и во­всю раззявлена варежка государст­венной пропаганды, требовавшей по­купать только американское. Не подка­чала и сама фирма, потратившая львиную долю кредитов на беспреце­дентную рекламную кампанию. Дошло и до отождествления слов "Харлей" и рок-н-ролл (еще одна американская святыня), и даже до откровенных фальсификаций: сам видел плакат, на котором изображен Марлон Брандо -главный герой фильма "Дикарь", вос­седающий уже не на "Триумфе", а... на "Харлее". В пылу громких фраз об аме­риканской легенде, старых традициях - в угаре всего этого бреда сивой ко­былы, потонули соображения об уста­ревшей конструкции (и не нужно ве­шать лапшу на уши, что это - класси­ка. Признайтесь честно: просто денег на новые разработки нету! Или жалко вам на них тратиться) и сборке в поне­дельник (а американские рабочие "по­требляют" не меньше наших). Зато по­явилась новая красивая подслащенная сказка о лучших в мире мотоциклах, которую вслед за кока-колой, попкор­ном и гамбургерами шустро схавал весь мир (включая и одну шестую су­ши). .А что! Люди дураки - все "съе­дят"!



Tatarstan.Net - все сайты Татарстана

Поделиться с друзьями