Страна, которой нет

"Тайвань. Остров в Восточной Азии, на котором находится правительство Ки­тайской Республики. Общая площадь со­ставляет около 36000 кв. км. Население острова - около 21 300 000 человек". Статья в энциклопедическом справочни­ке в отношении этой страны отличается непривычной для изданий такого рода обтекаемостью. Действительно: вот уже почти полвека - с тех пор, как члены пра­вительства бежали от коммунистов из Пекина на Тайвань - остров живет как совершенно самостоятельное государст­во. Но официальный Пекин считает его одной из своих провинций, и эту точку зрения - по крайней мере, на словах -поддерживает большинство стран мирового сообщества. Так что де-юре и де-факто вступают в явное противоречие.

Впрочем, оставим политикам их иг­ры. Для нас эта ситуация интересна тем, что история сама поставила экспери­мент: какая экономическая система бо­лее жизнеспособна? Пока на континен­тальной части страны организовывали "большой скачок" и культурную револю­цию, трудолюбивое население острова настойчиво билось за собственное бла­госостояние. Их успехи весьма впечатля­ющи. Вы согласны с тем, что доля расхо­дов на еду в семейном бюджете говорит о многом? Так вот: за двадцать лет - с 1971 по 1991 годы - она уменьшилась с 41,7 до 24,1%. Зато доля расходов на транспорт за это же время выросла с 3,5 до 13,6%.

Как водится, первым массовым ви­дом персонального транспорта стал ве­лосипед. Каких вершин достигла в их производстве тайваньская индустрия, смог убедиться каждый посетитель 2-й Мос­ковской междуна­родной выставки 4$ мотоциклов, вело­сипедов и скутеров в апреле этого года. Но вскоре рост доходов населения привел к тому, что возникло желание ездить на двух колесах с мотором. А в государствах с рыночной экономи­кой любое желание граждан долж­но быть удовлетворено.

Но готовая продукция - лишь полде­ла, С острова идет поток узлов для мото­циклов тайваньского производства. Так, четырехтактный 125-кубовый двигатель, который по лицензии "Хонды" выпускает компания CPI, устанавливается и. на ту­рецкие MZ, и на немецкие MZ-B и "Симео­ны", и на чешские "Явы".

А качество? Теперь с ним все в по­рядке. Может быть, еще не японский уро­вень, но повыше итальянского будет. По крайней мере, европейские компании не опасаются продавать тайваньские мото­роллеры под своей маркой. Первой та­кую практику начала "Каджива" с моде­лью "Сити". Эти машинки на самом деле изготавливались фирмой "Сан Янг". В на­ши дни к услугам той же компании прибе­гает немецкий "Сакс". И даже такой про­изводитель эксклюзивной мототехники, как итальянская "Бимота". сбывает через своих дилеров мотороллеры TGB, что расшифровывается как "Taiwan Golden Bee" - золотая пчела Тайваня.



Tatarstan.Net - все сайты Татарстана

Поделиться с друзьями

mos-maket.ru