Мотозаводы СССР в Великой Отечественной Войне
В конце тридцатых годов Советский Союз пребывал в состоянии подготовки к военным действиям. Нет явных милитаристских проявлений, таких, как в Германии, не наблюдалось, однако практически все предприятия промышленности были либо переведены на военные рельсы , либо занимались выпуском продукции двойного назначения, обладавшей возможностью военного использования. Моторизация Красной Армии предусматривала и поставку в войска большого количества мотоциклов...Сегодня мы впервые публикуем рассказ о мотоциклетной промышленности СССР в годы войны.
Перед войной мотоциклы в СССР выпускались на трех заводах - Ижевском мотоциклетном, Таганрогском инструментальном и Ленинградском "Красный Октябрь". Единого руководства отраслью не существовало - каждое предприятие подчинялось своему наркомату (так назывались министерства). Часто вносились мелкие изменения в конструкции - давала себя знать нехватка материалов или комплектующих. Коррективы осуществлялись практически "вживую" - непосредственно в процессе изготовления техники.
Специальное постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 4.03.41 года предусматривало коренную перестройку всей мотоциклетной промышленности. В Ленинграде, Серпухове и Таганроге предполагалось строительство новых мотозаводов, а также расширение всего действующего производства. Основным типом мотоцикла, рекомендованного для серийного выпуска, стал М-72 с коляской - совершенная по тому времени конструкция. Сохранялось также производство мотоциклов ТИЗ АМ-600, ИЖ-9. ИЖ-12 и Л-8. Годовой план составлял 50 тысяч мотоциклов всех моделей.
К сожалению, выполнить его не удалось. Производство М-72 для армии начали в Москве и Харькове лишь через два месяца после начала войны, а последовавшая вскоре эвакуация предприятий вообще оставила армию без новых мотоциклов. Неразбериха срочного перебазирования привела ко многим парадоксальным ситуациям. Так, оборудование Серпуховского завода перевезли в Ижевск, однако здесь мотоциклетное производство к тому времени свернули. Ленинградский и Харьковский мотозаводы эвакуировали в Горький на площадки предприятия "Красная Этна", однако уже подготовленное к выпуску мотоциклов оборудование здесь уже размонтировали и передали на ГАЗ. Лишь спустя несколько месяцев его вернули назад для возобновления производства мототехники. Фактически лишь Таганрогский и Московский мотозаводы, переброшенные соответственно в Тюмень и Ирбит (кстати, оба разместились на территории бывших пивоваренных заводов), сразу же начали целенаправленно готовиться к выпуску мотоциклов для фронта.
На предприятиях, где налаживали производство, не хватало станков, оборудования. электроэнергии, комплектующих. Смежники постоянно подводили, выполняли заказы мотозаводов в последнюю очередь. Все это привело к тому, что за весь 1941 год было выпущено лишь менее 12 тысяч мотоциклов всех моделей, а в 1942 году - в три раза меньше. Словом, мотоциклов для армии не хватало.
Пополнить войсковой парк мототехники можно было за счет восстановления трофейных машин. Поскольку к середине 1942 года непосредственная угроза Москве и области миновала, для ремонта выделили остатки производственных мощностей Московского и Серпуховского мотоциклетных заводов. Здесь же приводили в порядок и прибывающие из воинских частей отечественные мотоциклы. Отремонтированные машины снабжались новыми шинами, электрооборудованием и комплектами инструмента. За 1942 год ремонтники вернули в войска более 1,1 тысячи мотоциклов.
В следующем 1943 году производство, наконец, заработало ритмично. Фактически в строю остались Ирбитский и Горьковский мотозаводы, что позволило решить часть проблем по обеспечению комплектующими. Всего оба завода до конца войны изготовили почти 10,5 тысяч М-72.
Надо сказать, что еще при постановке на поток М-72 в 1941 году "сверху" отдали строжайшее распоряжение ничего не менять в его конструкции. Оно соблюдалось до середины 1943 года. Однако опыт фронтовой эксплуатации выявил множество дефектов, которые зачастую обуславливали недостатки в технологии на заводах-изготовителях. Поэтому в конструкцию М-72 ввели много изменений. Главные из них - переход на двухдисковое сцепление с накладками типа "Ферродо", увеличение передаточного числа заднего моста до величины 4,62 и введение в производство колесных спиц диаметром 4 мм.
Велись работы и по модернизации колясок мотоциклов. В результате в мотоциклах стали устанавливать двухопор-ную ось колеса коляски, заменили материалы и технологию изготовления стремянок рессор, ввели многие мелкие изменения, Кроме обычной серийной коляски, приспособленной под установку ручного пулемета Дегтярева, создали модификации для монтажа ранцевых огнеметов, 50- и 82-миллиметровых минометов, станкового пулемета Дегтярева и противотанкового ружья Симонова. Испыты-вались также варианты дерево-металлических колясок, которые хоть и давали выигрыш в весе до 40 кг, но не отличались долговечностью и прочностью, поэтому в серийное производство не пошли. Параллельно с модернизацией серийной продукции велись и разработки новой техники, В 1942 году на ИМЗ разработали конструкцию мотора М-75 с верхними клапанами. Получилось по-военному просто: на двигателе М-72 заменили цилиндры и головки цилиндров вместе с клапанными механизмами, позаимствовав их от трофейного БМВ Р-51 и соответствующим образом доработав. Рабочий объем двигателя остался прежним, а мощность увеличилась до 28 л. с. М-75 обладал лучшей динамикой и экономичностью, вполне удовлетворительной литровой мощностью. Однако из-за ряда конструктивных недоработок машину не пустили в серийное производство.
- 15/09/2012 21:33 - Страна, которой нет
- 15/09/2012 21:33 - Замолвите слово за ИЖ-49
- 13/09/2012 22:02 - Мотик для детей
- 13/09/2012 22:01 - Хотите работать на запчасти?
- 13/09/2012 22:00 - Рейд Восток-Запад
- 10/09/2012 22:15 - Выходит на трассу
- 10/09/2012 22:11 - Еще как погоняемся
- 10/09/2012 22:09 - Чемпион, мечтавший о футболе
- 10/09/2012 22:07 - Путешественнику на заметку
- 10/09/2012 22:05 - Дышите ровно - вас кинули