Мотозаводы СССР в Великой Отечественной Войне

В конце тридцатых годов Советский Союз пребывал в состоянии подготовки к военным действиям. Нет явных милитарист­ских проявлений, таких, как в Германии, не на­блюдалось, однако прак­тически все предприятия промышленности были либо переведены на военные рельсы , либо занимались выпуском продукции двой­ного назначения, обла­давшей возможностью во­енного использования. Моторизация Красной Ар­мии предусматривала и поставку в войска боль­шого количества мотоцик­лов...Сегодня мы впервые публикуем рассказ о мо­тоциклетной промышленно­сти СССР в годы войны.

Перед войной мотоциклы в СССР выпускались на трех заводах - Ижев­ском мотоциклетном, Таганрогском ин­струментальном и Ленинградском "Красный Октябрь". Единого руководст­ва отраслью не существовало - каждое предприятие подчинялось своему нарко­мату (так назывались министерства). Часто вносились мелкие изменения в конструкции - давала себя знать не­хватка материалов или комплектующих. Коррективы осуществлялись практиче­ски "вживую" - непосредственно в про­цессе изготовления техники.

Специальное постановление Сов­наркома СССР и ЦК ВКП(б) от 4.03.41 го­да предусматривало коренную пере­стройку всей мотоциклетной промыш­ленности. В Ленинграде, Серпухове и Та­ганроге предполагалось строительство новых мотозаводов, а также расшире­ние всего действующего производства. Основным типом мотоцикла, рекомендо­ванного для серийного выпуска, стал М-72 с коляской - совершенная по тому времени конструкция. Сохранялось так­же производство мотоциклов ТИЗ АМ-600, ИЖ-9. ИЖ-12 и Л-8. Годовой план составлял 50 тысяч мотоциклов всех мо­делей.

К сожалению, выполнить его не уда­лось. Производство М-72 для армии на­чали в Москве и Харькове лишь через два месяца после начала войны, а пос­ледовавшая вскоре эвакуация предпри­ятий вообще оставила армию без новых мотоциклов. Неразбериха срочного пе­ребазирования привела ко многим пара­доксальным ситуациям. Так, оборудова­ние Серпуховского завода перевезли в Ижевск, однако здесь мотоциклетное производство к тому времени свернули. Ленинградский и Харьковский мотоза­воды эвакуировали в Горький на пло­щадки предприятия "Красная Этна", од­нако уже подготовленное к выпуску мо­тоциклов оборудование здесь уже раз­монтировали и передали на ГАЗ. Лишь спустя несколько месяцев его вернули назад для возобновления производства мототехники. Фактически лишь Таган­рогский и Московский мотозаводы, переброшенные соответственно в Тюмень и Ирбит (кстати, оба разместились на территории бывших пивоваренных заво­дов), сразу же начали целенаправленно готовиться к выпуску мотоциклов для фронта.

На предприятиях, где налаживали производство, не хватало станков, обо­рудования. электроэнергии, комплекту­ющих. Смежники постоянно подводили, выполняли заказы мотозаводов в последнюю очередь. Все это привело к то­му, что за весь 1941 год было выпущено лишь менее 12 тысяч мотоциклов всех моделей, а в 1942 году - в три раза меньше. Словом, мотоциклов для армии не хватало.

Пополнить войсковой парк мототех­ники можно было за счет восстановле­ния трофейных машин. Поскольку к се­редине 1942 года непосредственная уг­роза Москве и области миновала, для ремонта выделили остатки производст­венных мощностей Московского и Сер­пуховского мотоциклетных заводов. Здесь же приводили в порядок и прибы­вающие из воинских частей отечествен­ные мотоциклы. Отремонтированные машины снабжались новыми шинами, электрооборудованием и комплектами инструмента. За 1942 год ремонтники вернули в войска более 1,1 тысячи мото­циклов.

В следующем 1943 году производст­во, наконец, заработало ритмично. Фак­тически в строю остались Ирбитский и Горьковский мотозаводы, что позволило решить часть проблем по обеспечению комплектующими. Всего оба завода до конца войны изготовили почти 10,5 ты­сяч М-72.

Надо сказать, что еще при постанов­ке на поток М-72 в 1941 году "сверху" от­дали строжайшее распоряжение ничего не менять в его конструкции. Оно соблю­далось до середины 1943 года. Однако опыт фронтовой эксплуатации выявил множество дефектов, которые зачастую обуславливали недостатки в технологии на заводах-изготовителях. Поэтому в конструкцию М-72 ввели много измене­ний. Главные из них - переход на двух­дисковое сцепление с накладками типа "Ферродо", увеличение передаточного числа заднего моста до величины 4,62 и введение в производство колесных спиц диаметром 4 мм.

Велись работы и по модернизации колясок мотоциклов. В результате в мо­тоциклах стали устанавливать двухопор-ную ось колеса коляски, заменили мате­риалы и технологию изготовления стремянок рессор, ввели многие мелкие из­менения, Кроме обычной серийной коля­ски, приспособленной под установку руч­ного пулемета Дегтярева, создали моди­фикации для монтажа ранцевых огнеме­тов, 50- и 82-миллиметровых минометов, станкового пулемета Дегтярева и проти­вотанкового ружья Симонова. Испыты-вались также варианты дерево-метал­лических колясок, которые хоть и давали выигрыш в весе до 40 кг, но не отлича­лись долговечностью и прочностью, поэ­тому в серийное производство не пошли. Параллельно с модернизацией се­рийной продукции велись и разработки новой техники, В 1942 году на ИМЗ раз­работали конструкцию мотора М-75 с верхними клапанами. Получилось по-военному просто: на двигателе М-72 заменили цилиндры и головки цилинд­ров вместе с клапанными механизмами, позаимствовав их от трофейного БМВ Р-51 и соответствующим образом доработав. Рабочий объем двигателя остался прежним, а мощность увеличи­лась до 28 л. с. М-75 обладал лучшей динамикой и экономичностью, вполне удовлетворительной литровой мощно­стью. Однако из-за ряда конструктив­ных недоработок машину не пустили в серийное производство.



Tatarstan.Net - все сайты Татарстана

Поделиться с друзьями