Симфония четырех тактов
В наши дни значительной часть мототехники эксплуатируется в больших городах, и вопросы токсичности, шумности и экономичности стали как никогда актуальными. Несмотря на бурное развитие в последние десятилетия двухтактных двигателей, по этим параметра.» четырехтактные моторы пока их превосходят. А потому и остаются наиболее распространенными для мотоциклов всех категорий — от скромных рабочих лошадок до изысканных спортбайков.
Задача создания четырехтактных двигателей для мотоциклов очень интересна. поскольку для машин разных типов требуются совершенно разные подходы к их конструированию. Рабочий объем четырехтактных мотоциклетных двигателей составляет от 49 куб. см (минибайк "Хонда 250J Monkey") до 1520 куб. см (туристический мотоцикл "Хонда Gold Wing"). Обороты максимальной мощности могут достигать 16000 об/мин (спортбайк "Кавасаки ZXR250"). Но как бы ни были различны двигатели, их объединяет одно: конструкторы хотят добиться наиболее эффективного использования сгорающего топлива.
Наряду с этим перед создателями форсированных мощных двигателей стоит еще одна задача — обеспечить максимально возможное наполнение цилиндра. Можно сказать, что именно этот аспект и определяет в последние годы эволюцию четырехтактных мотоциклетных двигателей. Именно поэтому наибольшую популярность приобрела схема с четырьмя клапанами на цилиндр (два впускных и два выпускных). Чем больше число клапанов, тем больше отношение их площади к площади камеры сгорания (поэтому некоторые компании — "Ямаха" и "Ротакс" — применяют даже пятиклапанный вариант). Кроме того, при такой схеме каждый из клапанов имеет меньшие размеры и массу, что позволяет свести к минимуму инерционные нагрузки и избавиться от эффекта "зависания" клапанов, когда на высоких скоростях вращения двигателя пружины не успевают вовремя закрывать клапаны. Усиление же пружин нежелательно, так как это приводит к еще большему утяжелению клапана и повышению потерь на преодоление сопротивления пружин, "Дукати" применяет даже десмодромный привод, в котором клапаны не только открываются, но и закрываются специальным механизмом, что исключает как "зависание", так и подскакивание клапана при опускании на седло на высоких оборотах. Но регулировка клапанных зазоров при этой схеме сильно усложняется, а выполнение всей системы привода требует очень высокой точности. Поскольку размеры клапанов при четырехклапанной схеме меньше, чем при двухклапанной, то меньше и высота их подъема (оптимальной считается величина подъема, равная 0\25...0,30 диаметра тарелки клапана). Это позволяет сблизить детали клапанного механизма (в современных моторах угол между впускными и выпускными клапанами меньше 30 градусов) и получить наиболее компактную и выгодную с точки зрения теплопередачи форму камеры сгорания. Такая форма, кроме того, позволяет получить сквиш-эф-фект — по ее краям существуют зоны нулевого зазора между поршнем и поверхностью головки цилиндра в момент нахождения поршня в ВМТ. При подъеме поршня рабочая смесь выталкивается из этих зон в район свечи зажигания, создавая интенсивную турбуленцию всего заряда в момент вспышки, что способствует полному сгоранию.
Оптимальной работе двигателя помогают и цифровые электронные системы зажигания. Они позволяют изменять момент опережения зажигания по сложной зависимости, где учитываются не только обороты двигателя, как раньше, но и степень открытия дроссельной заслонки (так называемая "трехмерная карта зажигания"). Мало того — поскольку внутренние цилиндры четырехцилиндрового двигателя работают в более напряженных усповиях, чем внешние, то на некоторых двигателях (например, "Сузуки GSX-R750") кривая изменения опережения зажигания различна для разных цилиндров.
Несомненно, благоприятные результаты имело бы и применение механизма, изменяющего фазы газораспределения. Но такое устройство является пока экзотикой как для авто-, так и для мотоциклостроения (лишь "Сузуки" применяет его на некоторых двигателях своей серии "Bandit", предназначенных для японского рынка).
Для лучшего наполнения камеры сгорания добиваются минимального сопротивления впускной и выпускной систем, а также используют их резонансную настройку. Для этого впускной трубопровод делают как можно короче и без сильных изгибов. При этом растет скорость потока топливо-воздушной смеси, обеспечивая инерционную дозарядку в конце такта впуска на высоких оборотах. Инерционную дозарядку не следует путать с инерционным наддувом, когда повышение давления во впускном тракте достигается за счет высокой скорости движения мотоцикла,
Нашу молодую семью цена на световой дождь полностью устроила только на официальном сайте московской компании ВипНеон. У них же и заказали с доставкой.
- 10/09/2012 22:01 - Нэцкэ для самурая
- 10/09/2012 21:44 - Сколько мотоциклов в России
- 26/06/2012 18:55 - Сузуки для отдыха
- 26/06/2012 18:53 - ДОЛГИЙ ПУТЬ НА РОДИНУ Сузуки Часть 2
- 26/06/2012 18:52 - ДОЛГИЙ ПУТЬ НА РОДИНУ Сузуки
- 26/06/2012 18:25 - Битва больших двоек
- 26/06/2012 18:23 - Зимние покатушки в Крылатском
- 01/05/2012 20:26 - Рождение Оппозита
- 01/05/2012 20:25 - Горизонты горизонта
- 01/05/2012 20:21 - ТЮНИНГ СЦЕПЛЕНИЯ И МОТОРНОЙ ПЕРЕДАЧИ "ЯВЫ-638